Закон №1539 и ситуации, связанные с ним.
Методические рекомендации, разработанные департаментом образования и науки Краснодарского края совместно с краевым институтом дополнительного профессионального педагогического образования по алгоритму действий специалистов штаба воспитательной работы в наиболее типичных ситуациях, возникающих в образовательных учреждениях, при реализации закона №1539.
Ситуация №1
Описание ситуации |
Кто из членов штаба взаимодействует |
Алгоритм действий |
|
Учащийся впервые задержан недалеко от дома между 10.00 и 11.00 часов (условно благополучный ребенок |
Заместитель директора по ВР, классный руководитель, педагог доп. образования ( руководитель спортивного клуба, старший вожатый) школьный участковый |
Классный руководитель выясняет причину нарушения Закона, исходя из которой, либо беседует с родителями ребенка, либо через руководителя Штаба воздействует на тренера ( педагога дополнительного образования, старшего вожатого). Школьный участковый проводит с ребенком беседу правового характера. Заместитель директора по ВР оформляет ребенка в картотеку учащихся, нарушивших Закон. |
|
Ситуация №2 |
|||
Учащийся задержан на достаточно отдаленном расстоянии от дома (на другом конце города, станицы, в соседней станице и т.д.) после 10.00 часов |
Заместитель директора по ВР, классный руководитель, педагог – психолог, социальный педагог, специалисты блока занятости (ПДО,( руководитель спортивного клуба, старший вожатый) школьный участковый |
Социальный педагог и классный руководитель собирают и анализируют информацию об ученике (семья, круг общения, жизненная ситуация), при необходимости проводят профилактическую работу с семьей. Педагог – психолог, беседуя с классным руководителем и ребенком выявляет причину его отсутствия дома ( конфликт с членами семьи, влияние друзей, влюбленность и т.д.) Педагог – психолог дает четкие рекомендации учителям, родителям, ученику. Школьный участковый проводит совместно с классным руководителем классный час по правовому воспитанию. Специалисты блока занятости определяют занятость ребенка во внеурочное время. Заместитель директора по ВР оформляет ребенка в картотеку учащихся нарушивших Закон |
|
Ситуация №3 |
|
|
|
Учащийся задержан поздно ночью (после 1.00 часов ночи) |
Заместитель директора по ВР, классный руководитель, педагог – психолог, социальный педагог, специалисты блока занятости (ПДО, руководитель спортивного клуба, старший вожатый) школьный участковый, школьный библиотекарь |
Социальный педагог и классный руководитель собирают и анализируют информацию об ученике (семья, круг общения, жизненная ситуация), привлекают родителей к совместной работе с пед. коллективом для создания комфортной обстановки для учащегося Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог – психолог, классный руководитель осуществляют рейд по изучению жилищно – бытовых условий семьи, занятости ребенка во внеурочное время выполнения режима труда и отдыха. Педагог – психолог и классный руководитель определяют интересы и склонности ребенка и дают конкретные рекомендации специалистам блока занятости по вовлечению ученика в полезную деятельность, создание обстановки заинтересованности Педагог - организатор (старший вожатый) через ученический коллектив проводят профилактическую работу ( заседание совета ученического самоуправления, тематическая линейка, акция «Школа без правонарушений» и т.п.) Школьный библиотекарь готовит материалы информационного характера о правах и обязанностях родителей для проведения классного часа, родительского собрания в классе. Школьный участковый проводит воспитательную работу среди родителей ученика. При необходимости семью ставит на учет. Заместитель директора по ВР оформляет ребенка к картотеку учащихся, нарушивших Закон. |
|
Ситуация №4 |
|
|
|
Учащийся задержан в алкогольном опьянении (в любое время суток) |
Заместитель директора по ВР, классный руководитель, педагог – психолог, социальный педагог, специалисты блока занятости (ПДО, руководитель спортивного клуба, старший вожатый) школьный участковый, школьный библиотекарь, школьный медработник |
Заместитель директора по ВР, педагог – организатор выявляют причину незанятости учащегося во время задержания. Заместитель директора, социальный педагог, школьный участковый выявляют причину алкогольного опьянения и место продажи спиртных напитков несовершеннолетнему. Школьный участковый, заместитель директора направляют информацию в ОВД в установленном порядке. Социальный педагог и классный руководитель собирают и анализируют информацию об ученике (семья, круг общения, жизненная ситуация), привлекают родителей к совместной работе с педагогическим коллективом для создания комфортной обстановки для учащегося. Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог – психолог, классный руководитель осуществляют рейд по изучению жилищно –бытовых условий семьи, незанятости ребенка во внеурочное время, выполнения режима труда и отдыха. Педагог – психолог выявляет причину алкогольного опьянения, предпринимает меры формирования поведения – нормы к учащемуся. Работа по занятости учащегося аналогична предыдущей ситуации. Школьный библиотекарь оказывает консультативную помощь в организации и проведении тематических мероприятий на правовую и антиалкогольную тему классному руководителю, педагогу – организатору Школьный участковый проводит воспитательную работу семьей. Школьный медработник осуществляет информацию и просветительскую работу( стенды, листовки, беседы и др.) Антиалкогольной тематики.. При необходимости проблема выносится на Совет профилактики |
|
Ситуации - последствия правонарушений несовершеннолетних
Ситуация №5
Описание ситуации |
Кто из членов штаба взаимодействует |
Алгоритм действий |
Учащийся (еся) совершили кражу |
Заместитель директора по ВР, классный руководитель, педагог – психолог, социальный педагог, специалисты блока занятости (ПДО, руководитель спортивного клуба, старший вожатый) школьный участковый, школьный библиотекарь |
Классный руководитель, педагог – психолог определяют в беседе с учащимся мотив кражи. В зависимости от мотива возможного пути развития ситуации: активная работа с семьей и обращения с ходатайством в службы социальной защиты, семейной политики, либо активизация профилактической работы с самим учащимся. Подробнее остановимся на втором варианте: Школьный участковый, социальный педагог, зам. директора по ВР, классный руководитель, школьный психолог использует комплекс мер по работе с семьей: проведение консультации с учащимися и родителями, выработка конкретных рекомендаций родителям, ученикам, выполнения решения, принятые на заседании Совета профилактики. Заместитель директора по ВР , классный руководитель, педагог – организатор, старший вожатый проводит мероприятия по классам: классные часы, тематические конкурсы, вечера и т.п. по предупреждению правонарушений среди подростков. Заместитель директора по ВР , классный руководитель, педагог – организатор привлекают социальных партнеров к воздействию на учащегося (церковь, казачье общество, комитет по делам молодежи) Школьный библиотекарь оформляет выставку и проводит мероприятие правового характера с учащимися. Школьный участковый взаимодействует с правоохранительными органами по наказанию для учащихся по совершенным правонарушениям. Рассматривается вопрос о занятости учащегося. Школьный психолог дает рекомендации классному руководителю, старшему вожатому, педагогу – организатору о том, кто является для подростка значимой авторитетной личностью. Информация используется для воздействия на учащегося. |
Ситуация №6 |
|
|
Учащиеся задержаны по причине драки |
Заместитель директора по ВР, классный руководитель, педагог – психолог, социальный педагог, школьный участковый, школьный библиотекарь, школьный медработник |
Классный руководитель, школьный психолог выясняют в личных беседах с учащимися истинную причину драки. Заместитель директора по ВР выясняет занятость ребенка на время драки, в зависимости от результатов проводит работу или со специалистами блока занятости, или активизирует занятость по вышеописанным схемам. В зависимости от причины дальнейшая работа может выстраиваться в разных вариантах. Социальный педагог, школьный участковый проводят тематические индивидуальные беседы с учащимися и их родителями.. Школьный психолог, классный руководитель организуют тщательное изучение, обработку результатов и коррекционную деятельность по разрешению межличностных конфликтов в детском коллективе. Школьный участковый проводит необходимые взаимные действия с правоохранительными органами. Школьный медработник взаимодействует с учреждениями здравоохранения, проводит индивидуальные консультации с учащимися о последствиях драки для жизни и здоровья человека Заместитель директора по ВР организует заседание Совета профилактики |
Ситуации, связанные с управляемой занятостью детей и подростков
Ситуация №7
Описание ситуации |
Кто из членов штаба взаимодействует |
Алгоритм действий |
Работа с незанятыми детьми |
Заместитель директора по ВР, классный руководитель, педагог – психолог, социальный педагог, специалисты блока занятости (ПДО, руководитель спортивного клуба, старший вожатый), школьный библиотекарь |
Классный руководитель выясняет причину незанятости ребенка: удаленное проживание ребенка, незаинтересованность родителей, отсутствие интереса к предложенной деятельности. В зависимости от причины проблема может решаться в трех вариантах: 1)педагог – организатор взаимодействует со школьным библиотекарем и социальными партнерами (УДО, учреждения культуры, комитетом по делам молодежи, учреждениями спорта, общественными организациями) по нахождению необходимой формы занятости; 2)заместитель директора по ВР, классный руководитель , социальный педагог проводят необходимую разъяснительную работу с родителями учащегося; 3) школьный психолог выявляет склонности, интересы учащегося, заместитель директора проводит мозговой штурм со специалистами блока занятости, на котором определяют в зависимости от информации школьного психолога, классного руководителя оптимальный путь вовлечения ребенка в полезную деятельность |
Ситуация №8 |
|
|
100% занятость детей |
Заместитель директора по ВР, классный руководитель, педагог – психолог, социальный педагог, специалисты блока занятости (ПДО, руководитель спортивного клуба, старший вожатый), школьный медработник |
Школьный психолог проводит комплексное изучение интересов, склонностей учащихся, дает необходимые рекомендации классному руководителю. Заместитель директора по ВР на заседании Штаба рассматривает вопрос о занятости учащихся в 2,3-х кружках, секциях, ученическом самоуправлении и т.д. Школьный медработник дает характеристику состояния здоровья отдельных учащихся (ограничения). Специалисты блока занятости в зависимости от полученной информации организуют работу по вовлечению учащихся (открытии дополнительных групп дополнительного образования, организация дополнительных внеклассных мероприятий |
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Профилактика суицидального поведения обучающихся
- Формы и методы психопрофилактической работы с учащимися разных возрастных категорий и родителями по противодействию распространения наркомании.
- Доклад уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае « О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию».
- Методические рекомендации по правовому воспитанию в образовательных учреждениях.
- Методические рекомендации по составлению годовой циклограммы работы социального педагога с подростками, состоящими на учете в ОПДН.